В мероприятии под председательством начальника следственного департамента МВД РК Мухтара Кожаева приняли участие следователи департаментов полиции г. Шымкент, Туркестанской, Кызылординской, Жамбылской областей и представители прокуратуры, суда, агентства финансового мониторинга и банков второго уровня. Встреча была организована в учебном центре МВД РК имени Бауыржана Момышулы. Участники мероприятия обсудили проблемы, возникающие в процессе расследования уголовных дел, связанных с мошенничеством в интернете, и пути их решения, предупреждения этих правонарушений. В целях профилактики и предотвращения мошенничества, совершаемого онлайн, полицейскими принимаются комплексные меры и ведется активная работа. Для борьбы с указанными преступлениями созданы специальные подразделения «Киберпол». Отмечается, что с населением проводится разъяснительная работа по предотвращению интернет-мошенничества. В ходе семинара были даны ответы на несколько вопросов: — Какие особенности этого мошенничества вы бы назвали от других преступлений? — Хотя мошенники, просматривающие интернет, придерживаются традиционных принципов обмана, у них также есть свои уникальные характеристики. Например, поскольку они используют интернет, они различаются по распространенности на международном уровне. То есть, существует пограничный характер, который заставляет людей сидеть в одной стране и обманывать людей в другой. Во-вторых, интернет-мошенники становятся анонимными. То есть они часто действуют от имени фиктивных физических и юридических лиц. Основной задачей нашего подразделения является борьба с уголовными правонарушениями в сфере информатизации и связи. Вместе с тем, проводит работу против уголовных правонарушений, имеющих некоторые квалифицирующие признаки, т. е. мошенничества, кражи, оскорбления, клеветы и проечее, совершаемых с использованием информационных технологий. -Какие виды интернет-мошенничества в последнее время встречаются чаще всего? — К наиболее распространенным видам мошенничества в стране относятся: мошенничество, связанное с интернет-магазином, фишинг, попрошайничество через интернет, телефонное мошенничество, SMS-мошенничество и преступления, совершаемые через интернет-банкинг. Для ясности, наверное, лучше остановиться на конкретных примерах. Например, большинство людей сегодня используют специальные сайты для продажи или получения чего-либо. Недавно произошел один случай. Один человек дает объявление на специальном сайте, чтобы продать свой автомобиль. Вскоре к нему обратился кто-то и сказал: «мне нравится ваша машина. Я собирался купить». «Хорошо, вы можете прийти и посмотреть», — говорит он. Но тот сказал: «Разве ты не продаешь, пока я не пойду? Я был в России. Пройдет 2-3 дня, прежде чем вы пойдете. Поэтому я вам гарантирую 100 тысяч тенге. Так что держи, не продавая, пока я не заберу». Обрадованный тем, что клиента нашли, этот человек, не задумываясь, также дает ему номер банковской карты. Через некоторое время покупатель, который снова позвонил, сказал: «Я перевел вам деньги. Теперь вы должны получить одно сообщение. Если вы скажете мне цифры в этом сообщении, вы получите деньги». По сути, люди, использующие интернет-банкинг, знают, что при выполнении там различных операций банк отправляет код и под ним пишет «никому не отдавай». Но, сказав код, который пришел, этот человек обманул мошенника. Ведь с помощью этого кода можно зайти в интернет-банкинг этого человека и совершить любую операцию по его счету. Кроме того, с ноября прошлого года в банкоматах Народного банка стала доступна новая услуга «снятие наличных без карты». Теперь достаточно иметь мобильный телефон для снятия наличных с платежной карты, где ему также будет отправлен код из банка для снятия денег в банкомате. Этот вид услуг очень эффективен для потребителей, которые использовали его правильно. Однако даже по этому виду деятельности за два-три месяца мошенников обманули многие. — Как обманывают людей по этой новой деятельности банка? — Он тоже, как и вышеупомянутая история. Сначала заходит в доверие людей, а потом говорит: «Расскажи мне пароль, который пришел». Мошенник, взявший в руки пароль, может перевести все деньги на своем счете на себя или снять наличные. Можно отметить еще один крупный случай мошенничества, произошедший в прошлом году. В Северо-Казахстанской области есть известный спортсмен. После того, как этот парень заболел раком и его болезнь обострилась, его мать открывает страницу с просьбой о помощи в социальных сетях при поддержке друзей сына. К известному парню многие казахстанцы сначала переводят средства по реквизиту, указанному на странице. Затем 1 июля неизвестный позвонил матери спортсмена и сказал: «я хотел бы помочь вам. Сейчас к вам придет код из Народного банка, и если вы скажете мне, я внесу на ваш счет значительную сумму». Через некоторое время мама рассказывает код в пришедшем ей смс-сообщении человеку, который говорит, что я помогу новому. Мошенник зашел в интернет-банкинг матери с кодом и собрал в нем 6 млн. 884 тысячи тенге перечислили на другой счет. А мама спортсмена не придала ему особого значения, так как у нее было много людей, с которыми она обращалась, чтобы помочь. Даже не проверяла счет. Затем 4 июля ей позвонили из Службы безопасности банка и сказали: «1-го числа с вашего счета в другую страну было перечислено эта сумма. Вы его знаете? В целом, в любом банке, если сразу же будет произведен перевод солидной суммы, служба безопасности предупредит его владельца. Мать спортсмена, которая тогда узнала, что ее обманули, написала заявление в правоохранительные органы, и благодаря настойчивым поискам наших сотрудников, гражданин по имени М. был задержан, и 23 декабря прошлого года на него было вынесено судебное распоряжение. Участники выездного семинара-совещания обменялись опытом и поделились мнениями о подходах, способствующих улучшению качества расследования интернет-мошенничества.